Расстояние между столицами Черногории и Сербии — всего 280 километров, но это по условной «прямой». Путешествие на поезде займет половину суток — и на то есть причины.
Поезд, соединяющий Черногорию и Сербию, отправляется из Бара в 9:00 или 19:00, прибывая в Белград в 20:05 или 06:15 соответственно. Отправление из сербской столицы — в 9:00 или 21:10, прибытие — в 19:56 или 08:08. Это расписание действует в высокий летний сезон, зимой ходит только утренний поезд.
По пути запланировано 18 остановок: Сутоморе, Подгорица, Колашин и так далее. Большинство из них занимают не более 5 минут (чаще — всего одну) за исключением пограничных станций: это Bijelo Polje на территории Черногории, и Vrbnica или Prijepolje Teretna в соседней стране. Расписанием на пограничные и таможенные проверки отводится по 25 минут на каждом погранпункте, но это приблизительное время. Если людей в поезде много, контроль будет дольше; удлинится он и в случае необходимости решения каких-либо проблем — но даже это не самая главная причина 11-часового путешествия.
И сам подвижной состав, и железнодорожные пути буквально переносят в прошлое: они очень старые. Железная дорога Белград–Бар длиной 476 километров, введенная в эксплуатацию в 1973 году, глобальным образом не модернизируется — здесь лишь время от времени чинят наиболее проблемные участки. Между тем сам по себе маршрут может смело считаться одним из самых опасных в Европе: 254 туннеля, множество склонов, мостов над ущельями и других сложных мест. На многих отрезках скорость ограничена 20-ю и 30-ю километрами в час — это минимизирует риск схода с рельс, и это же делает поездку столь долгой.
Также зимой поезд может застрять в снегах, лишиться электричества или задержаться по другим причинам. Конечно, бывает и так, что поезда приходят вовремя, но случаются и 12-часовые задержки, потому такой способ передвижения подойдет только пассажирам, никуда не спешащим.
Утренний поезд обычно выбирают те, кто хочет любоваться горными пейзажами, зато в ночном, если удастся поспать, — время пройдет быстрее. Кроме того, отправляющийся из Бара вечером поезд проезжает Черногорию еще до темноты, и это дает возможность увидеть красоту на закате, тогда как сербские виды — леса и поля — не так живописны, и утром их смело можно проспать.
Секреты выживания в балканских поездах
Утренний состав формируется из вагонов с сидячими местами: это могут быть открытые пространства, а могут быть кабинки с дверцами и шторками на 6 человек. Вечером добавляются спальные вагоны: на двух, четырех или шестерых пассажиров.
В высокий сезон также есть вагон-ресторан. Качество еды вполне приличное, стоимость — с обычной для таких заведений наценкой, но ночью там собираются в основном для выпивки.
Шестиместные купе на привычный российский плацкарт не похожи: полки расположены так близко друг к другу, что на них нельзя сесть — только проползти боком. И даже от самого дорогого бронирования «на двоих» ожидать многого не следует: если вагон не обновлялся, главным украшением купе станет неработающий и дурно пахнущий умывальник. Но закрыв дверцы и шторки, по крайней мере, удастся поспать с перерывом на погранконтроль.
Во всех остальных вариантах это занятие — лотерея, зависящая от обстоятельств. Во-первых, в балканских поездах курят, несмотря на запрещающие таблички. Таким образом, соседи из многолюдного купе или «сидячки» постоянно выходят в коридор (или даже не выходят, а смолят прямо рядом с вами). Во-вторых, огромное количество остановок закономерно приводит к регулярной смене пассажиров. Те, кому не досталось места, галдят в проходах. И, наконец, зимой в этих поездах холодно, а летом — жарко.
Все это — список возможных проблем при путешествии в Сербию на поезде. Не обязательно, что все они возникнут — поездка может пройти и идеально гладко, но готовым надо быть ко всему.
Сколько же это стоит?
Самый дешевый билет в один конец (2 класс, сидячие места или спальное в шестиместном купе) стоит 21 евро, 1 класс обойдется в 31,8 евро. Существует система скидок — туда/обратно или даже в одну сторону, чаще всего — в низкие сезоны. Дети до 6 лет путешествуют бесплатно вместе со взрослым на его месте; от 6 до 14 лет — за полцены.
Отдельные тарифы установлены на постельное белье: от 15 до 45 евро. Настоятельно рекомендуется доплатить за резервацию места: 3 евро за сидячее, и 6-9 за лежачее. В высокий сезон поезда ходят переполненными: иногда приходится биться даже за право занять оплаченное место, а уж свободное неоплаченное просто не найти. Зато положительный момент состоит в том, что уехать на поезде можно всегда: ограничений на продажу билетов исходя из вместимости вагона нет.
Поезда «Бар–Белград» также оборудованы платформой для перевозки автомобилей; эта услуга стоит 30 евро в одну сторону (подробнее здесь).
Где купить?
Билеты на эти поезда онлайн не продаются. В пяти городах Черногории работают официальные железнодорожные кассы и несколько агентств. Забронировать билет (в один конец, или туда и обратно) можно по телефону, но следует учитывать, что шанс попасть на кассира, говорящего по-английски и тем более по-русски, ничтожно мал. Затем билет все равно потребуется выкупить лично. Такая же система действует в Сербии.
Белград: как много в этом звуке
Главный подвох, поджидающий черногорского гостя в столице Сербии — неизвестный и неочевидный вокзал под названием Topčider. В 2018 году главная железнодорожная станция Белграда, расположенная в центре города, была закрыта, а ее маршруты разнесены на разные вокзалы. В Венгрию и другие направления поезда отправляются со станции Beograd-Centar (Prokop). Она была задумана как главный транспортный узел страны. Но там не организовали возможность погрузки автомобилей в поезда, поэтому черногорский маршрут был выведен в далекую юго-западную часть города — Topčider. Даже изучая расписание на сайте Сербских железных дорог, следует вводить именно ее название: по поиску «Белград» поездов в Черногорию будто бы нет вовсе.
Сейчас со станции Topčider в центр Белграда (к главной автобусной станции, старой железнодорожной или парку Tašmajdan) идет трамвай #3, время в пути — около получаса. Если ремонтируются рельсы или ведутся другие работы, по маршруту пускают автобус #3L. Стоимость поездки на такси в эту часть города, в зависимости от дня недели, составит 800-1400 динаров (7-11 евро). Несколько фирм (Pink, Naxis и другие) принимают к оплате карты, но это надо обсудить при посадке. А вот обменника на этой «запасной» станции нет, так что можно договориться с таксистом об оплате в евро. Это будет неофициально, но наличные евро в Сербии в почете. Правда курс и, соответственно, цена, скорее всего, возрастут.
Разовый билет на трамвай, как и на любой вид белградского общественного транспорта, продается прямо у водителя — потребуется 150 динаров наличными (1,3 евро). За эти деньги можно перемещаться в пределах основных зон в течение 90 минут с правом смены транспорта. Штраф за поездку без билета составляет 2000 динаров (17 евро).
В газетных киосках можно выбрать разные варианты проездного BusPlus: от суточных за 250 дин. до самых обычных с желаемым набором поездок (тогда одно передвижение будет стоить 89 дин.). При входе их нужно приложить к терминалу. Также существует возможность оплатить поездку, приложив к терминалу банковскую карту Mastercard.
На ночных линиях принимается только наличная оплата (150-210 дин.) Изменения в расписании общественного транспорта сербской столицы можно отслеживать на официальном сайте.
Из Черногории в Белград также можно добраться на автомобиле, автобусе и самолете.